Патриотическое воспитание в школе
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
Родина.… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл. Родина — это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил когда-то отец.
За что мы любим Родину? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру, неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к соотечественникам и миру.
Любовь к Родине -естественное почти генетическое чувство. Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, в школьных делах, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом.
Наши педагоги учат детей любить Родину в период испытаний, «переживать» все тяготы вместе со страной («любить Россию в непогоду»), а не бежать туда, где «слаще кусок», верить в нее, учиться во имя процветания родной земли.
Воспитание любви к большой Родине — России начинается с любви к малой Родине. Мы храним историю и культуру края и свято чтим память о Великой отечественной войне. Значимо не только воспитание уважения к традициям и истории своего края в прошлом, но и сопричастности к его сегодняшним проблемам и свершениям.
Чувство гордости переполняет нашего школьника: чистые классы, ухоженная школа.Наши учащиеся стали участниками многих акций по сохранению культурно-исторических традиций, боевой славы края; благоустройству и озеленению села. Все перечисленное реальное поле для патриотически-ориентированной деятельности и формирования патриотизма.
Перечень средств, которые использовались в процессе патриотического воспитания, практически неограничен. Это слово, беседа, сбор, фотографии, кинофильмы, произведения искусства, факты, документы, традиции, литература и многое другое.
Приведем примеры конкретных патриотических дел, в которых принимают участие школьники: подготовка и проведение недели памяти Героя школы; ; организация помощи ветеранам в микрорайоне школы; подготовка проектов ко Дню славянской письменности и культуры; акция по высадке деревьев и благоустройстве родного села, в военно-спортивных играх и многое другое. Большая роль в военно-патриотическом воспитании отводится военно-спортивной игре «Зарница», которая по традиции ежегодно проводится в июне месяце.
Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Первые занятия в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих занятий является раскрытие смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним базируется у учащихся на занятиях, классных часах и т.д. где формируется осознанное отношение к базовым ценностям: патриотизм и любовь к Родине; права и свободы человека и гражданина; символика Российской Федерации; национальное самосознание; уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.
Особого внимания заслужила форма «Когда говорят предметы», в которой блистательно использованы такие средства как письмо с фронта, старая фуражка, солдатская награда,Гражданский Форум — это групповая форма диалога по поводу жгучих российских проблем. Две темы говорят сами о себе: «Военная служба, какая армия нам нужна?», «Кризис семьи и семейных ценностей в России: что можно предпринять?»
«Их имена не забудем!»
Родина помнит, Родина знает… И «помнит» не только Родина в широком смысле слова, чтит своих героев и малая Родина. На нашей малой Родине, в селе Самарском, именно в нашей школе, один из 9 Героев Советского Союза Азовского района, Половинко Поликарп Александрович, сделал свои первые школьные шаги. 5 декабря, на фасаде Самарской основной общеобразовательной школы№2 ,в честь земляка и ученика нашей школы, установлена мемориальная доска Героя Советского Союза Половинко Поликарпа Александровича.
Час мужества
Освобождение села Самарского, Азовского района, города Азова от немецко-фашистских захватчиков.
Зима. Февраль. 1943 год. Накануне празднования 72-й годовщины освобождения села Самарского, Азовского района, города Азова от немецко-фашистских захватчиков в Самарской детской библиотеке для учащихся 4, 6 –х классов Самарской ООШ № 2 (кл. рук.Н. А. Коцубинская, Е.В. Новак) прошло мероприятие, посвящённое этой годовщине. В читальном зале была оформлена тематическая выставка книг «Как это было» с вырезками из периодической печати о тех днях, когда Азов и Азовский район были в оккупации.
Библиотекари подготовили и прочитали стихи В.И. Гаврилова, В. Олефиренко, посвящённые победе против фашизма. Когда гитлеровцы взяли Азов и Азовский район, стало формироваться партизанское движение. Об одном из партизан, ребята узнали, познакомившись с биографией, подвигом и творчеством нашего земляка, комсомольца, поэта-антифашиста Саши Бондаренко, который вместе со своими друзьями подпольщиками «перед носом фашистов», вывесили красные флаги с надписью «Долой фашизм!» Проведён обзор книг В.И. Гаврилова «Наводнение»; «Незабываемые годы» и др.
Были зачитаны воспоминания ветеранов, людей-очевидцев тех незабываемых событий. Международная Акция «Читаем детям о войне». Эту акцию поддержали учителя нашей школы. Учащиеся школы активно и осознанно участвует во всех видах патриотической деятельности, являются инициатором общественных дел. с 22 января по 22 февраля прошел месячник оборонно-массовой работы. Библиотекарь В.А. Мигунова подготовила выставку книг о ВОВ. Классными руководителями были проведены классные часы, посвященные 70- летию освобождения нашего села и города Ростова от фашистов.
Празднование 70-летия Великой Победы. Вся школа вышла па праздничное шествие. Флаги, цветы, голуби украшали колонну.
Учащиеся проявляют способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы о целях и направлениях преобразовательной патриотической деятельности в условиях реальной действительности. Объективно оценивают процесс и результаты собственной творческой деятельности на благо России. Прогнозируют свою жизнь и деятельность как служение Отечеству и проявляют готовность выполнить патриотический долг.
Роль педагогов нашей школы в патриотическом воспитании школьников, а значит и в становлении будущего страны и края трудно переоценить.
Именно педагогу по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности.